Архив журнала "Калашников": 8/2013 "От Невы до Енисея"
От Невы до «Енисея»
Каждый раз перед открытием нового охотничьего сезона, как правило, «по перу», мы непременно оказываемся в кругу вдруг нагрянувших, приятных для души охотника забот: куда поехать, чтобы уток и дупелей было «как грязи», проследить, чтобы собака была подготовлена к охоте, чтобы хотя бы часть отпуска совпала с открытием охоты, чтобы все оружейные дела были в порядке, чтобы документы... чтобы...
круговороте дел по подготовке к охоте под руки попадаются остатки патронов от прошлого сезона, той же «пятёрки» или «тройки» – как они перезимовали, годятся ли для стрельбы на увеличенных дистанциях? Хорошо бы измерить начальные скорости полёта дроби, чтобы потом впопыхах не гадать о «резкости боя» и не «шаманить» на обрезках строганной доски. И вот мы с приятелем уже на петербургском стрелковом стенде в Сосновке, вешаем мишени, собираем редакционный скоростемер, готовим к «испытаниям» патроны и ружьё.
На это раз мне захотелось ещё раз проверить патроны «Феттер» с дробью №5, а затем и «тройку», как самую универсальную дробь для всего сезона. Оказались остатки и «Главпатрона», также «тройка» и «пятёрка». А вот с ружьём вышел конфуз – моей благоверной «Бреде Эхо» «перешла дорогу» другая «инерционка» – новый, только что поступивший в петербургский магазин «Барс» образец самозарядного ружья с серьёзно-романтическим названием Enisey от турецкой компании Girsan, известной нам пока что производством боевых пистолетов.
А тем временем... Пока занимались измерением начальных скоростей и тестировали автоматику нового ружья различными марками и типами патронов, в том числе и испанских Rio 20, нагрянула гроза, подул шквальный ветер, который вмиг завалил нашу мишенную установку. Полился дождь и стало ясно, что полевые испытания со стрельбой по бумажным листам на сегодня окончены. Уже под дождём мы ретировались в помещение, чтобы заняться более подробным знакомством с новым ружьём.
«Енисей» – самозарядное охотничье ружьё в красивой камуфляжной, в данном случае, одёжке, с автоматикой, действующей от энергии отдачи всего оружия с затвором инерционного типа. Шествие ружей этой системы по мировым рынкам с каждым годом расширяется, и они уже на равных конкурируют с, казалось бы, «вечными» представителями газоотводной системы. Сегодня можно назвать уже как минимум десяток компаний в мире, выпускающих «инерционники», в их ряду такие известные, как Ata Arms, Benelli (прародитель новой эры «инерционников»), Beretta, Breda, Browning, C. Guerini,Franchi, Marocchi, Pietta, Stoeger, а теперь и Girsan.
Внимательный наш читатель, наверное, знает, что я давний поклонник ружей этой системы, а стрелять и тестировать их всех по редакционной работе приходилось не раз. А теперь вот выпал случай познакомиться и с «Енисеем».
Ружьё во всех трёх исполнениях (в дереве – Valnut Standart Bright; пластике – Synthethic Standart Matte; камуфляже – Camo 1, Mossy Oak Duck Blind) оставляет приятное впечатление и «просится в руки», что само по себе уже неплохо. Осмотренные ружья были в калибре 12/76 со стволами длиной 76 см, но возможны также стволы длиной 51, 55, 61, 66 и 71 см. Стволы хромированные, прицельная планка широкая, повышенного профиля с редкими стойками. Что действительно радует в этих ружьях, так это диаметр канала ствола в фактическом измерении и, естественно, несколько отличающийся друг от друга. Так, например, на стволе ружья в ореховой ложе значится надпись 18,50 мм, Synthethic 18,45 мм, а Camo – 18,49 мм. Во-первых, здесь меня не дурят и не прячут концы в воду – что получается, то и написали. Во-вторых, как ни крути, а истинный диаметр канала ствола в 12-м калибре «вертится» вокруг размера 18,45–18,55, всё остальное – от лукавого. Это легко посчитать по известной формуле для 12 круглых пуль – шаров, отлитых из 1 фунта свинца (английского). В-третьих, хорошо, когда есть возможность в магазине выбрать ствол с определённым диаметром, а значит более или менее точно знать степени сужения дульных устройств и получать ожидаемые кучности боя ружья. И последнее – к величине диаметра канала ствола самое непосредственное отношение имеет диаметр используемых в патроне пороховых пыжей или пыжей-контейнеров. Учёт всего этого также имеет своё практическое значение. К каждому ружью придаются пять сменных дульных насадков с вразумительными надписями и торцевыми рисками. Подствольный магазин вмещает 5 стандартных патронов плюс один в патронник. Имеется и ограничитель вместимости магазина при его необходимости. Ружьё с ореховой ложей весит 3120 г: ствол 1006 г, приклад, цевьё, коробка – 2114 г. Коробка ружья из алюминиевого сплава, сверху имеет выемки для установки дополнительного прицела по необходимости.
Возвратный механизм классический, задний, размещается в прикладе. Между торцом приклада и коробкой устанавливаются соответствующие проставки для регулировки величины погиба приклада. Задний конец цевья фиксируется в фаске ствольной коробки, передний прижимается гайкой вместе с кольцом ствола.
Внимание привлекают ещё два узла ружья: затворная группа и затыльник-амортизатор. Оружейники «Гирсана» не стали копировать конструкцию затвора обычного классического ружья инерционного типа, например, Benelli Montefeltro или кого-то другого похожего, а разработали затвор собственной конструкции, используя, естественно, тот же известный принцип его построения и функционирования. Получилось также всё очень просто, только копирный паз оказался выбранным на цилиндрическом корпусе собственно поворотного затвора, а штифт под него крепится в отверстии тела остова затвора (или затворной «рамы»). Ничего в сущности не изменилось, рабочая пружина там же, на своём месте, затвор также не доворачивается на запирание при медленном плавном отпускании рукоятки затвора вперёд с сопровождением рукой. Я так сопровождаю рукоятку, когда необходимо бесшумно сменить патрон в патроннике и время не ограничивает выполнить эту операцию медленно и тихо. А затвор легко доворачивается влево на запирание указательным пальцем правой руки (против часовой стрелки, если смотреть на затвор спереди) и всё готово к выстрелу. Во всех остальных случаях мы просто передёргиваем затвор и, забыв о нём, стреляем по необходимости. Головка затвора выполнена с двумя боевыми выступами, заходящими за два упора муфты ствола при запирании. Второй узел – затыльник-амортизатор. Это, естественно, сменный элемент, и может быть установлен обычной классической формы или же более эргономичный для правши, с наклонными фасками под анатомию нашей правой грудинно-плечевой ямки, куда вставляем приклад при стрельбе. Но имеется и затыльник более эргономичный, для вставления в левое плечо. Мелочь, а приятно.
Ружьё Enisey соответствует как требованиям международного стандарта качества ISO 9001; 2000, так и турецкого стандарта качества TS 870. Гарантия на ружьё – 6 месяцев со дня продажи при наличии дефектов материалов или сборки. Ружьё, по записи в паспорте, предназначено для стрельбы стандартными патронами, а также категории «магнум» с навесками дроби от 24 до 54 г (!). Допускается также стрельба патронами со стальной дробью.
И последнее, не менее приятное – в оружейных магазинах цена ружья составляет 24–26 тысяч рублей, что, согласитесь, совсем гуманно.
Несколько слов о результатах выполненной нами стрельбы из ружья исполнения Synthethic. Для замеров скорости мы в спокойном темпе сделали 20 выстрелов и 60 для тестирования автоматики быстрой стрельбой в 12 сериях по 5 патронов. Все патроны были стандартные с массой снаряда дроби 32 г. Испробовать крайние 24 г и 54 г на этот раз не удалось, но лично у меня сомнений нет – автоматика ружья работала чётко, без задержек.
Что же до характеристик патронов, то мы получили следующие данные:
Средняя скорость (по 5 выстрелам) на удалении 1 м от дульного среза для патронов «Феттер» с дробью №3, 32 г составила 421 м/с, а разброс между крайними значениями в серии – 7 м/с, с дробью №5, 32 г – 418 и 8 м/с соответственно. У «Главпатрона» (дробь №3/32 г) средняя скорость получилась 407 м/с, разброс – 11 м/с, а для дроби №5, 32 г – 392 и 7 м/с. Скорости у «Феттера» заметно выше, да и стабильность для «тройки» получилась лучше, а для «пятёрки» сопоставима.
К сожалению, как я отметил выше, Rio 20 мы отработали только на безотказность автоматики – дождь пресёк работу с измерителем скорости. Но мы ведь всегда можем найти повод вернуться к этому патрону и в дальнейшем.
А пока пора собираться на охоту. До новых встреч.